ГлавнаяСтатьиЭто интересно

Алкоголь на сцене

В мире театрального искусства, будь то спектакли по классическим произведениям или же по современным, алкоголь часто становится неотделимой частью повествования. Порой вино или крепкий напиток — просто декорация, которая расставляет акценты, а иногда — важный элемент, раскрывающий характеры героев и двигающий сюжет. Бывает и так, что алкоголь «спускается со сцены» в зрительный зал: некоторые иммерсивные театры предлагают гостям бокал игристого или бренди в подходящие для этого моменты перформанса. В этой статье рассмотрим несколько театральных постановок, где вина и крепкие напитки так или иначе сыграли отдельную роль.


Спектакли по культовым произведениям

Тема алкоголя поднимается во многих произведениях русских и зарубежных писателей. Некоторые литературные герои и вовсе ассоциируются с определенными напитками, что часто отражают в своих спектаклях режиссеры. Например, загадочный мистер Гэтсби из классического романа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда известен пышными приемами и стойко представляется с бокалом искрящегося шампанского в руках. Манящую атмосферу роскоши, отчаянного веселья и свободы удалось сохранить Новосибирскому музыкальному театру в мюзикле «Великий Гэтсби». Как и в оригинальном произведении, вино здесь льется рекой, а гости особняка кружатся в танце среди «гейзеров» шампанского. В постановке «Три товарища» театра «Современник» герои больше тяготеют к крепким спиртным напиткам, среди которых особым признанием пользуется ром. Он здесь — воплощение самой жизни и предмет восхищения, как и в романе Эриха Марии Ремарка.

«Фред принес бокалы. Мы выпили. Ром был крепок и свеж. Его вкус напоминал о солнце. В нем было нечто, дающее поддержку» (Эрих Мария Ремарк. Три товарища).

Хотя персонажи «Трех товарищей» чаще всего пьют ром, также они не отказываются и от коньяка, шерри-бренди или джина, которые становятся для героев способом сбежать от реальности и настроиться на философский лад. Целое разнообразие напитков упоминается и в постановках по одному из самых загадочных русских произведений XX века — «Мастеру и Маргарите» Михаила Булгакова. Прокуратор Иудеи распивает тридцатилетнее красное, а на балу Воланда гости купаются в бассейнах с шампанским, которое позже сменяется коньяком.

Вино, но только уже крепленое, неоднократно воспевалось и в пьесах Уильяма Шекспира. В постановке «Генрих IV» театра «Глобус» один из самых запоминающихся героев Шекспира сэр Джон Фальстаф поет оды хересу и даже посвящает ему целый монолог. По его мнению, человеческий организм — это крохотное королевство, в котором крепленое испанское разжигает «полчища жизненных сил», благодаря чему человек становится способен на любой подвиг. Херес, только уже не испанский, а советский, пьет и главный герой спектакля «Москва — Петушки», поставленного по одноименному произведению русского писателя Венедикта Ерофеева. Стоит отметить, что этот персонаж испытывает нездоровое влечение ко всему «с градусом». В алкоголе он находит покой и избавление, к хересу же герой обращается, чтобы справиться с похмельем.


Постановки по современным сценариям

Алкоголь часто играет роли и в спектаклях по современным произведениям и сценариям. Например, постановки «Пила вино и хохотала. Красное» от Театра Двух вообще не существовало бы, если бы не вино. Этот спектакль — своеобразный девичник на сцене, где две приятельницы под бутылочку красного обсуждают отношения и мужчин. У праздника есть продолжение — «Пила вино и хохотала. Белое». Здесь события происходят уже после замужества: все те же лучшие подруги со смехом вспоминают, как мечтали о принце на белом коне и идеальной семье. Однако не только в этом спектакле алкоголь толкает героев на откровенные разговоры и размышления: этой теме полностью посвящена постановка «Пьяные» по пьесе Ивана Вырыпаева. Артисты БДТ им. Товстоногова точно и разнообразно изображают на сцене нетрезвых людей, ведущих разговоры о настоящей любви и желании жить без страха. Здесь опьянение не носит бытовой окраски: алкоголь, скорее, представлен как некая сыворотка правды, которая ведет героев к просветлению.

С негативной точки зрения алкоголь предстает в спектакле «Сиротливый Запад» театра «Событие». Действие развивается в провинциальном городке Ирландии, где главные герои — братья Конноры — живут в обстановке вечных перепалок и конфликтов, заливая семейные проблемы крепким виски. Местный священник пытается вразумить их, но не справляется, так как и сам страдает алкоголизмом. Заканчивается все тем, что поссорившиеся братья берутся за оружие. Однако намного больше в мире постановок, в котором алкоголь хоть и присутствует, но не сильно влияет на сюжет, а скорее является молчаливым свидетелем происходящего в жизни героев. Например, так и происходит в спектакле «Август: графство Осейдж» по пьесе американского сценариста Трейси Леттса: под одной крышей собираются члены большой семьи, каждый со своими тайнами, которые рано или поздно раскроются во время семейного застолья.


Спектакли, в которых искусство сочетают с бокалом

Пожалуй, самые необычные постановки, связанные с алкоголем, — те, где напитки в рамках представления подают самим гостям. И речь идет не о театральных буфетах, где можно заказать бокал игристого в антракте. Так, на иммерсивном спектакле «Игра в преступление» от Школы современной пьесы зрители могут буквально оказаться внутри романа Достоевского: прогуляться по различным местам действия, пойти вслед за персонажами, заглянуть во все комнаты и даже выпить на поминках Мармеладова, если сядут рядом с графином. В одной из сцен оперы-променада «Пиковая дама» от Московского Оперного Дома гостям, собравшимся вокруг игорного стола, предложат бокал шампанского. Таким образом режиссеры экспериментируют со зрительским восприятием и расширяют границы современного театра.

Одной из самых «пьющих» экспериментальных постановок можно назвать перформанс «Последний масон». В основе истории — причудливая смесь Булгакова, Достоевского, отсылок к Библии и даже частушек. Гостям же в процессе постоянно наливают: на 12 посетителей рассчитано 12 бутылок красного вина. В другом иммерсивном шоу «Сокровенное» от театральной компании Ontroerend Goed зрители становятся главными героями спектакля: в театральных декорациях каждый гость беседует с определенным актером театра о своих страхах, надеждах и мечтах. Сопровождением к беседе станет бокал вина, портвейна или ликера — зависит от актера, с которым гость ведет диалог.

Фотогалерея

То, о чем мы рассказывали в статье

Для доступа на сайт необходимо подтвердить возраст
Сайт содержит информацию, не рекомендованную для лиц, не достигших совершеннолетнего возраста. Сведения, размещенные на сайте, носят исключительно информационный характер и предназначены только для личного использования.

Восстановление пароля

Введите свой e-mail
Введите свой телефон
Укажите ваш адрес электронной почты или номер мобильного телефона. Мы вышлем вам данные для восстановления пароля.
На ваш электронный адрес выслано письмо с кодом верификации.
Код верификации
Новый пароль
Бла бла бла, мы такие короч сменили тебе пароль, а ты короч больше не теряй, ок?
Вернуться к авторизации

Создание учетной записи

Имя
E-mail
Пароль